Нам вновь, как и сотни лет назад  приходится открывать для себя этот удивительный в своей бесхитростности, добродушии и гостеприимности народ.  

В современных условиях, бесконечно кочующий народ, безукоризненно ориентирующийся в бескрайней тайге, настроенный на простые доверительные отношения со всеми встречными, оказался совершенно не готов, растерян и беспомощен при встрече с бескомпромиссным миром цивилизации.

Отправляясь в путешествие, мы, попытаемся прикоснуться к этой уникальной культуре, и, если получится, понять, в чем суть взаимоотношений эвенка и природы, его отношения к лесу, речке, к оленю, к очагу и огню, ко всему, что его окружает в бескрайней тайге. Пока еще есть возможность познакомиться с истинными носителями традиций, языка, культуры аяно-майских эвенков, побыть с ними рядом и совершить путешествие в несколько незабываемых дней, прочувствовать прелести и трудности непростой жизни эвенкийской семьи, последних аборигенов этих мест, неустанных скитальцев и продолжателей великого кочевья предков…

Наш район огромен по территории. Это 167 тысяч квадратных километров. Когда то, по этим просторам кочевало много семей, целые династии оленеводов — Мушниковы, Амосовы, Стручковы, Колесовы, Карамзины, Сабрские, Тимофеевы и многие другие. В 1903 году, в период исследовательской экспедиции Попова, этнографом Пекарским было посещено и опрошено 66 кочевых семейств, и это только на маршруте между Нельканом и Аяном, включая Алдому и Лантарь.

К великому сожалению этнокультурная эволюция эвенков в ХХ веке сменилась в его последнем десятилетии социальной деградацией.

 В период коллективизации начался перевод семей кочевых народов на оседлый образ жизни. Был создан один совхоз, с центральной усадьбой. Теперь в местах кочевья оставались в основном мужчины. Надо отдать должное руководству совхоза, к концу 80-х — это было стабильное предприятие. Сложившаяся структура стала устойчивой. Были созданы две базы, в окрестностях которых осуществляли кочевье оленеводы. Дети учились в интернатах. Старики проживали на базовых поселениях, где были созданы достойные для жизни условия, отлажены вопросы жизнеобеспечения.  Но в реализации благих намерений было много того, что можно увидеть лишь спустя время. В 90-е годы в попытках вернуться в условиях дикого капитализма к самостоятельному ведению традиционного хозяйствования были окончательно разорваны оставшиеся связи. Из некогда целой, связующей цепочки выпали – где природа, где олени. Люди же, перестав понимать, кто они есть, в каком социальном пространстве находятся, не найдя применения своему предназначению заполняли образовавшуюся пустоту как могли. Исчез смысл жизни, хроническая безработица ликвидировала ежедневные обязанности. Пьянство от безысходности очень быстро становится образом жизни, перерастает в болезнь, которая ведет человека по своим законам. И уже никто не видит в бродящих неприкаянно по улицам, когда-то профессиональных охотников и оленеводов. На смену этнической общности, каковой при всех сложностях и потерях были местные эвенки, пришла новая общность – «самодельные люди». Я приведу здесь в полном объеме слова автора, давшего определение этому горькому понятию: — «Самодельные люди» – это общность, лишенная социального пространства, брошенная на произвол судьбы. Люди, ее составляющие, выросли в интернатах, вдали от родителей, их в свое время им заменило государство. Теперь они лишились и этой опоры в своей жизни. Они погружены в самих себя, делают себя сами, не такими, какими им, возможно, хотелось бы быть, а такими, какими получаются сами по себе».   

Сейчас на территории района осуществляют кочевье всего три семьи. Каким чудом они уцелели. Ясно одно — не благодаря, а вопреки!

Мне давно хотелось сделать фильм о наших оставшихся оленных людях.  Задумывая этот проект, конечно, представлял, что будет трудно, но не ожидал, что столкнусь с трудностями совсем не там, где предполагалось.

Для начала мы отправимся к семье Андрея и Иры. Они и их дети будут главными героями нашего фильма. Нам нужно добраться до верховья рек Маймакан и Учур. Это далеко. Маршрут, который мы нарисовали на карте, казалось, был прост. На катере до Кирана, там на машинах через Джугджур и мы на месте. Но, это на бумаге.

А, на деле было так.

Катером вместо 240 км., мы прошли всего 140 и высадились в устье р. Немуй. Отсюда один товарищ обещал попутку до устья Ийканды, но…   Короче, попутки не было и мы двинулись пешком. Два дня ушло на то, чтобы дойти до участка артели старателей. Еще два дня на машинах до Авлаякана и мы были почти у цели. Нас подвезли до красивой сопочки Мевачан, на эвенкийском — сердечко. Сопку видно издалека и по виду она действительно похожа на сердце. На этом месте буквально вчера геологи встречали оленеводов. Но, совсем не факт, что они и сегодня здесь, на то они и кочевой народ.

Так, собственно и вышло. Андрей с семьей начали очередную кочевку, прямо перед нашим приездом. Что делать. Взгромоздив на себя рюкзаки, мы отправились по следам кочевья. Вот здесь я и понял одну из составляющих союза эвенка и оленя. Его создала сама Природа. Передвигаться здесь человеку без оленя можно, но это долго, нудно и бессмысленно. Мари, болота, комары, мошка! Жизнь человека в таких условиях без оленя – абсолютно неэффективна и обречена на провал. Первый день поисков ничего не дал. К тому же допустили оплошность — оставили продукты, а возвращаться за ними — терять еще один день. То, что взяли, придется растянуть еще на два дня, и если не найдем, то будем возвращаться — ни с чем.

Второй день поисков. Еще больше убеждаюсь в правильности своего открытия.  Из Авлаякана уже перевалили в долину Маймакана. К вечеру добрались до стоянки оленеводов. Андрей здесь был, дымокуры еще теплые. Что ж, уже лучше. Может завтра повезет, и, они сделают более длительную остановку. Поделюсь еще одним открытием. Напарником и проводником у меня Лёня, родился и вырос в тайге, кочевал в этих местах с родителями. Таежный человек. На все мои расспросы о маршруте, отвечал примерно так: — Вот здесь немного по «юкте», там будет «кунтыка», по ней пройдем и будем на месте. Вначале я простодушно верил, но, когда это «немного» никак не наступало, начал сверять расстояние по gps-ке. На деле оказалось! «Немного» — это почти 12 км., а «скоро будем» — около пяти! Причем Леня и не думал меня успокаивать этим обманом, просто у таежного человека такие мерки. Переночевали опять у костра. В палатке холодно. По ночам температура опускается, мне показалось, что до нуля! В дальнейшем весь путь предпочитали спать у костра, так было теплее.

День третий.

Лёня, как «взял» след, так ни разу его не потерял. Шагает впереди без устали. А, мне уже тяжело на бесконечной мари задирать колени выше головы. Да-а, длину марей здесь надо определять так: — Отсюда и до вечера!  Они везде – на открытом месте, в лесу, на горах! Собственно, и сам Маймакан течет по мари! И комарье нас жрет безжалостно.  Некоторое время мы шли вверх по Маймакану, и теперь след ведет на Эльдому, в сторону перевала через Геран, на Учур. Геран служит водоразделом верховьев Маймакана и Учура. Высота больше 2000 метров.  До сих пор вершины в снегу. Красиво! Леня говорит, что у Андрея, где-то была стоянка на Эльдоме. Дай то бог, чтобы это было так. До Учура нам не хватит продуктов.

По Эльдоме мы прошли совсем немного и наконец, что-то вдали показалось, похожее на стоянку. Картинка напоминала сюжет из фильма про индейцев. Примерно в полукилометре от нас, среди деревьев на краю большого «авлана» виднелись — белый шатер, палатки. Курились дымокурчики, и вроде как лежали и стояли олени! Была жара и всю эту прекрасную картину дополнял и размывал струящийся горячий воздух. Слава богу, пришли!

 Как оказалось, с Андреем и Ирой, я, был знаком уже давно, тридцать лет назад Андрей учился в 5 классе, а я был его классным руководителем. В этой же школе училась Ира, чуть младше классом. Поэтому проблем со знакомством не возникло. Нас встретили радушно. Поставили нам большую палатку, а мы в нее свою маленькую, дали шкуры и одеяла. И мы пили чай с оленьим молоком, пробовали корчик. Это было мое возвращение в очень далекое детство. Когда-то к нам на Лантарь приезжали в гости родственники из-за хребта, на рыбалку. Издали слышался звон колокольчиков и наступало очень интересное времяпровождение. Замечательные были времена. Кстати, вкус оленьего молока и корчика я не забыл. Сегодня, чтобы встретиться с оленеводами нам пришлось пройти и проехать больше 300 км.

С нашим приходом, здесь на Эльдоме стало многолюдно. Андрей с Ирой и детьми Аликом и Савелием. Братья Иры – Сергей и Семен. А со мной пришел их третий брат – Лёня.  Вот так сложилось все удачно. Потом мы опять пили чай у вечернего костра и «капсекали». Главное — Чай, а остальное — «хепуха»! Одно из любимых выражений стариков-эвенков. Правда, «капсекали» мы на русском языке. Эвенкийским владели все, кроме меня. Впрочем, национальным языком даже здесь в условиях кочевой жизни уже мало пользуются. Эвенкийские слова звучат только в указаниях различных местностей, вещей и многочисленного кочевого снаряжения, когда возможностей русского языка не хватает. Мы с Леней принесли подарки: патроны, конфеты, прочие мелкие вещи необходимые в тайге. А, еще настоящие валдайские колокольчики, которым все были рады больше всего и не скрывали своей радости. Колокольчики достались и оленям Алика и Савелия. У них уже есть свои олени и даже не по одному. Как все это правильно! Алик и Савелий с гордостью показывали собственных оленей. Они не просто называют их своими, вместе с собственностью к ним пришли ряд обязанностей. Алику десять лет, и он вполне по-взрослому занимается со своими оленями. Савелию три года. Удивительный человечек, он поразил меня больше всего. Это он проводил мне экскурсию в стаде. Бесстрашно расталкивал взрослых оленей, раздавал им тумаки, пробираясь к маленьким оленятам, которых ловил за повод и тащил и ко мне на просмотр и съемки. Очень любит сам фотографироваться, позируя с олешками, говорил мне: — Хокай! Хокай! Благодаря Савелию я наснимал много видеоматериала. Думаю, фильм у меня должен получиться и про маленького оленевода Савелия в нем будет б-о-ольшой сюжет. Савелий показывал мне, где кормятся олени, где пьют воду, где можно набрать налбука (мох) для дымокура. Еще Савелий удивил меня тем, что научил добывать мед у оводов. Ловишь овода, отрываешь ему хвостик и там есть прозрачная сладкая капелька меда. Я отдал ему свой блокнот и ручку. Савелий успевал всюду. С братом Аликом они участвуют во всех мероприятиях кочевой жизни. В идеале должно быть все именно так, взрослые занимаются хозяйством, а дети постоянно крутятся рядом, это и называется преемственностью. А иначе как этот человечек полюбит дело своих родителей, если будет постоянно в интернате.

Мне кажется, Андрей и Ира очень правильно воспитывают своих детей. Они заняты целыми днями и им совершенно некогда скучать. Помогают, следя за дымокурами, собирают для костра дрова, сучки и другой мелкий хворост (по-моему, их называют «мутуки»). Поэтому вокруг стоянки поляна и лес вскоре становятся чистыми и как бы убранными. У них есть современные гаджеты (телефоны, планшет), но они лежат без дела в палатке. Все игры связаны с кочевой жизнью. Алик с Савелием организуют свое маленькое кочевье. Мне, кстати это попало на камеру! Однажды Савелий попросил маму Иру навьючить на него седло (намэ), и очень похоже изображал оленя. Ира показала мне намэ на котором ездит Савелий. Это специальное детское седло, очень примечательное, с завязками и другими приспособлениями. Как в машине детское кресло. Намэ вьючат на самого смирного оленя и Савелий, таким образом, кочует вполне самостоятельно. Правда его олень идет привязанным в общем караване. Намэ старинное, с резным орнаментом и металлическим тиснением, на нем выросли все братья и сестры Иры, да и она сама, этому седлу уже больше пятидесяти лет. Нельзя отдавать детские люльки и детские намэ в музей. В них должны расти ваши дети, а потом дети детей.  Это одна из главных нитей, связующих поколения. Это закон преемственности, который был когда-то нарушен.

В один из дней Сергей, Семен и Леня ушли на охоту, на Геран. Взяли с собой Алика. Мальчишка в 10 лет полез на Геран! Впрочем, он, уже был там и раньше. Мы с Андреем остались на стане, смотрели за оленями и продолжили разговоры у костра. Говорили о многом. Андрею и Ире нравится кочевая жизнь с оленями. С интересом я слушал их рассказы о приключениях на Маймакане, Геране. О том, как хорошо на Учуре, куда они вскоре собираются. Как хорошо летом, когда все дети рядом, а их у Андрея с Ирой четверо. Скоро соберутся все вместе. Много нового и необычного узнал я о прелестях и трудностях кочевья. Теперь понимаю, чему подчинен цикл и ритмы кочевой жизни. Все свои пожелания человек сообразует с потребностями оленя. Это особенно показательно при выборе маршрутов кочевья и мест стоянки. Почему была выбрана большая поляна (авлан)? Здесь сухое место, много корма, обдувает ветром, рядом вода, налбука (мох). На большой поляне широкий обзор, можно вовремя заметить и медведей, и волков, к тому же недалеко от этого места удобные места для рыбалки и охоты. В этом союзе все, что выбрано для пользы оленя, то и человеку хорошо. Сожалеет Андрей и о судьбе своих соплеменников, бросивших кочевье и не нашедших себе применение в поселках. Они были хорошими оленеводами и охотниками. Сейчас же перебиваются временными заработками, многие пьют, не имея ничего своего. Занимаются всем: копают и окучивают огороды, собирают ягоду, строят избушки и бани, их берут на охоту, потому что они по-прежнему хорошие охотники, но охотятся и рыбачат они на чужих участках и на чужого «дядю». Андрей сразу выделил Сергею и Семену оленей и снаряжение: — Это ваше.  У его детей тоже есть свои олени. У каждого человека должно быть, что-то свое. Вот и о себе Андрей говорит, что воспитывать его было особенно некому. Но он остался с оленями, на кочевье. Он тоже делал себя сам. И у него получилось.

Я не стал расспрашивать Андрея о будущем его кочевья, о будущем его детей. Знаю, что он об этом думает. Долгие вечера у костра наводят на размышления. Андрей многим интересуется. Жизнь наедине с природой, его пытливый склад ума охотника, следопыта позволяют ему находить ответы на многие загадки природы. Но как ответить на вопрос: — Почему? Почему все бросили кочевье, забыли наследие стариков. Ведь жизнь — это путешествие, а как путешествовать, если не кочевать.   Его детям очень нравится быть в тайге, кочевать с оленями. И это хорошо, это правильно, когда детям нравится дело отцов. Но на это сложно решиться родителям, особенно, когда в огромной тайге, ты, один прокладываешь путь.

И все же, есть ли будущее у кочевья? Конечно, есть! Есть и у семьи Андрея вера в лучшее. Они кочуют по своей тайге с надеждой на удачу завтрашнего дня, по горам, долинам рек, везде простор и раздолье, без которых для них немыслима жизнь. Они чувствуют здесь себя счастливыми, а чувствовать и считать себя счастливыми, означает быть счастливыми. Они хозяева этой земли, этих рек, озер, долин и всего что имеется в них. Они берут здесь все, что необходимо для жизни, прикладывая для этого невероятные усилия, потому что только на таких условиях природа наделяет человека своими дарами. Но самым дорогим из этих даров является свобода. Вот в чем мы все можем позавидовать оленным людям. Для них тайга — дом родной. Даже, возвращаясь на временную стоянку, они говорят: — Идем домой!

Я, еще раз просматриваю картинку с игрой Алика и Савелия в их маленькое кочевье. Большое кочевье начинается с малого, в этом залог будущего, наверное, это и есть будущее — продолжение великого кочевья предков.

Охотники вернулись с добычей! Братья Сергей, Семен и Леня — очень хорошие охотники. Даже я, со своим немалым опытом чувствую себя рядом с ними городским жителем. Три дня в гостях, пролетели как один. Мне понравилось, нисколько не жалею затраченного времени и сил. Впереди нас с Леней ожидал обратный путь, еще более трудный и длинный, потому что от Немуя до Аяна, а это 200 км. нам предстоит пройти пешком. Мы его прошли!

Все путешествие заняло три недели, с нами были Найда, Мишка и Лада. Наши верные друзья, путешественники, охотники и защитники. А, Мишка еще и заядлый рыбак! Ничего не сказал о трудностях в пути, да они были, но со временем стали несущественными. В памяти только положительные эмоции, а их было предостаточно!

Конечно это не все события и приключения путешествия, более подробно постараюсь рассказать и показать в фильме. Хочу поблагодарить всех хороших людей, что встретились нам в пути, за помощь, особенно представителей артели старателей «Восток» и УК «Полиметалл».