Быт и культура эвенков

Русских людей, впервые встретивших эвенков, всегда поражала приспособленность этого народа к таёжной жизни.

«Эвенки — прекрасные таежники. От их наблюдательности не ускользнет малейшее изменение в окружающей обстановке, они прекрасно ориентируются, разбираются в следах зверей, в звуках и обладают ясной памятью. Для них в тайге нет ничего нового, неожиданного, ничем их там не удивишь» — Григорий Федосеев.

Русских людей, впервые встретивших эвенков, всегда поражала приспособленность этого народа к таёжной жизни. Они отлично знали свою территорию и всю прилегающую к ней округу, без этого постоянная кочёвка невозможна. Они всегда отличались ловкостью, откровенностью, честностью, радушием, преданностью. Конечно же, они отлично стреляли из лука, а потом из ружей, знали все способы охоты и рыбалки, могли быстро и умело поставить табор, развести костёр даже в самую сырую погоду. Без этого в тайге долго не задержишься. Было известно несколько типов эвенков «пешие» (охотники), «оленные», орочен (оленеводы) и конные, мурчен (коневоды) и другие.

Эвенки — прирожденные кочевники. Протяженность кочевок охотников-оленеводов достигала сотен километров в год. Отдельные семьи покрывали расстояния в тысячу километров.

Как объясняют ученые, без помощи эвенков русским землепроходцам вряд ли удалось бы покорить Сибирь. Арсеньв А.К. отмечал, что «может быть тунгусы, эти классические скитальцы по тайге и тундре, обладают особо развитым чувством ориентировки». «У  проводников-эвенков  в голове своя  карта,  идут они по  ней,  не сбиваясь с  пути, каким-то особым чутьем угадывая  опасность.  Да  и олени у  таких  проводников не сдадут в пути, не натрут спины вьюками, придут к месту неослабленными» — Григорий Федосеев.

Вся домашняя утварь была приспособлена к частым перекочевкам, а именно: вьючные сумы с берестяной основой — инмэки, которые прикреплялись к вьючным седлам — эмэгэн; меховые ковры — покрышки для вьюков — кумаланы, несущие как утилитарную, так и эстетическую функцию, невысокие столики для еды и посуды. Временно ненужные вещи хранились в свайных амбарах — нэку.

Главные черты характера эвенков – крайняя подвижность, беззаботность, веселость, остроумие, сострадательность, мягкосердечие, гостеприимство без расчета и замечательная природная честность, изумлявшая всех исследователей. До принятия православной христианской веры в XIX в. все эвенки были шаманистами, верящими в добрых и злых духов. Этим духам приносили в жертву оленей, предметы своего промысла, кусочки цветных тряпок и делали возлияния водкой. Они были анимистами, поклонялись животным, особенно медведю. Став христианами, эвенки получили при крещении русские имена и начали постепенно изживать языческие элементы, связанные с их древними верованиями.

Олень и береза были долгое время главным продуктом промысла эвенков. От оленя они получили мясо, шкуры для одежды, кости для вырезывания орудий охоты, сухожилия, служившие нитками. От березы – бересту и кору для изготовления детских колыбелей, коробок, корзин, для обшивки юрт.

Основным занятием аяно-майских эвенков была охота на лося, кабаргу, изюбра, медведя, пушного зверя. Орудиями охоты служили лук и стрелы, с приходом русских – ружье, использовали также петли, самострелы, капканы. Оленеводство имело транспортное направление: использовались вьючные и верховые олени, зимой – упряжки с нартами, ходили на лыжах, подбитых коротким оленьим мехом и потому легко скользивших по снегу.

Жили обычно в шестовых юртах, летом крытых берестой, а зимой – оленьими шкурами. Юрта состояла из двух десятков тонких жердей и нескольких десятков оленьих шкур с прибавлением кусков березовой коры. Земляной пол устилался невыделанными оленьими шкурами или хвойными ветками.

Основной рацион эвенков составляла пища из мяса дикого копытного животного, дичи, оленьего молока. Изготавливались следующие блюда: орочо  — сушеное мясо, кёня — сушеная кровь, имурэн — костный жир, барчу — вяленая рыба, султа — сушеная горбуша, монын — толченая голубика, залитая оленьим молоком, корчак — взбитое оленье молоко.

«Мясо  дикого оленя осенью особенно  вкусно. В  нем и  сладость ягеля, и тончайший аромат альпийских  лугов, и еще что-то, идущее от леса  и присущее только  свежей оленине. Эти удивительные качества  еще больше ощутимы, когда мясо подается  в отварном  виде, как сейчас. И варят его таежным способом, в прозрачной ключевой воде, на лиственничном костре, без каких-либо специй.Самым вкусным считается у эвенков олений  язык, грудинка и ребра, когда на  них  тонкие слои жира чередуются с мясом.  Знатоки  предпочитают  свежую теплую   печенку.   В  большом  почете   у  кочевников   и   оленья  голова. Непосвященному  человеку  трудно  представить, какое  это  лакомство. Тут  и хрящи,  и жирные  «щеки», и  мозги, и мягкий,  маслянистый язык. Чего только нет! А сладкие, сочные оленьи губы!..Все взрослые, и  мужчины и женщины, во время еды ловко работают ножами, отсекают мясо кусок  за куском прямо  у  рта. Что и говорить,  мастера!» — Григорий Федосеев.

Народную медицину эвенков следует рассматривать как неотъемлемую часть ежедневного питания. Оленья кровь — аналог современного гематогена, напиток из шиповника —  источник витаминов. Медвежий жир использовался как средство против ожогов и обморожений, а также при простудных заболеваниях.

Стройные и ловкие эвенки – самые, пожалуй, изобретательные из всех народностей Севера в украшении своей особы и самые щеголеватые, что тонко подметил изучавший их жизнь и быт В.Г. Богораз-Тан. Одежда соответствовала их подвижности, она делалась из оленьих шкур, была легкой, имела форму камзола с расходящимися полами и оторачивалась окрашенной бахромой из меха оленя, украшалась узорами из цветного бисера. Меховая шапка была также богато украшена, а обувь, сшитая из камусов шерстью вверх, была предметом особой гордости и щегольства. Женщины носили ту же одежду с прибавлением роскошной ленты, обвивающей косу, в которую вплетались серебряные пуговицы и другие блестящие украшения.

В настоящее время коренное население носит обычную городскую одежду, в то время как национальный костюм сохраняется преимущественно как промысловый. 

На протяжении многих веков у эвенков развивалось свое искусство и художественные ремесла, обусловленные кочевым образом жизни и мировоззрением охотников. Творческий талант мастериц проявлялся прежде всего в декоративном оформлении костюма, бытовых и обрядовых изделий, разнообразной утвари из меха, кожи, бересты, а дарование мужчин-резчиков – в художественной обработке кости, рога, дерева, различных металлов.

При выделке шкур животных эвенкийские мастерицы пользуются легкими и небольшими по объему орудиями обработки шкур, которые раньше перевозились в специальном мешке — кэдэрэрук. Их размер обусловлен удобством при частых перемещениях, так как они занимали мало места.

Эти орудия обработки назывались: у — скребок первичной обработки, чучун — скребок вторичной обработки, нюливун — железный скребок без зубцов для соскабливания шкуры, кэдэрэ — кожемялка. Ими женщины подготавливали необходимый материал для изготовления изделий — одежды, обуви, перчаток, головных уборов, ковров.

Орнамент в одежде обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента паук означали благопожелание и имели охранительную функцию. В орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ солнца. Основными приемами декора изделий у восточных эвенков следует назвать: вышивку бисером, меховую мозаику, вышивку цветными нитками, вышивку подшейным волосом. Семантику декора определил культ природы. Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде — это астральные знаки, символы космоса: солнце, звезды, структура мира. Треугольный орнамент — символ женского пола, связан с идеей и культом плодородия, заботой о продолжении человеческого рода, укрепления могущества общины. Следует заметить, что верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует длинный ряд символов и аллегорий, который сегодня можно читать, получая определенную информацию в результате расшифровки.

Сегодня каждая из мастериц Аяно-Майского района продолжает традиции своего народа в области декоративно-прикладного искусства: Дьячковская В. П., Борисова Е. Д., Умрихина Л. Ф., Архипова Е. П.  Очень плодотворно и профессионально работает народная мастерица Л. Ф. Умрихина — участница и победительница международных фестивалей мастеров и художников Севера РФ, краевого конкурса «Ремесла земли Дерсу».

Эвенкийский фольклор богат и  разнообразен, и представлен следующими жанрами: иты — заповеди, оде — обереги, алга — благопожелания, тагивка — задания, нимнгакан — мифы, икэн — песня. Собирателем эвенкийского фольклора был Константинов В. С., житель с. Аян, бывший редактор районной газеты «Звезда Севера», автор эвенкийских новелл.

Сейчас эвенкийская молодёжь уже плохо владеет родным языком, но люди старшего поколения одинаково свободно говорят как на эвенкийском, так и на якутском языках.

Хотите знать больше?