История освоения села Аян

Возвращение к событиям далеким во времени, но по прежнему близким нам.

История районаистория России

В рамках историко-этнографического проекта «Имя дома твоего — времён связующая нить», при финансовой поддержке правительства Хабаровского I края, Андреем Карамзиным сняты два короткометражных фильма. Все желающие могут ознакомиться с ними в социальной сети «Одноклассники».

 «Залив несбывшихся надежд…» — фильм о нашей истории, о нашей земле, о том, что нас окружает. О  том, чего порой не замечаем в повседневной суете.

Часто мы бываем в местах, которые хранят тайны далеких событий, а мы и не ведаем. Много заботимся о хлебе насущном и забываем про вечное, о  том, что останется после нас. Возвращение к собы­тиям далеким во времени, но по прежнему близким нам дает современному поколению возможность  почувствовать свою ответственность и причастность  к событиям настоящего. В фильме «Залив несбывшихся надежд…», кажется, смешалось все: события, люди, тайны прошлого, история, этнография.

Но это все наше, и нам это близко и интересно. В школах мы учим историю Древнего мира и почти не  уделяем внимания биографии своего села, своей  малой родины. А ведь летопись даже нашего села,  такого далекого от большой земли, тесно связана с  историей России. События Крымской, Русско-японской войны, Гражданская война не обошли стороной такой далекий уголок России, как Аян. С какими событиями и с какими именами связана земля  аяно-майская!

Автор фильмов использует очень эффективный формат доведения информации до жителей района. Значимые для всех нас вопросы переплетаются  с интересными историческими событиями, удивительными зарисовками уникальной северной природы, тайнами, скрытыми в названиях, легендами и  мифами, хранящимися в памяти народной. Вместе с  исследователями  капитаном Сарычевым, поручиком Орловым и незаменимым Афанасием — мы можем пройти забытыми ныне тропами первопроходцев, строить новые поселения Российско-Американ­ской компании, стать свидетелями размаха истори­ческих событий, навсегда оставивших след в памяти потомков. Прочувствовать всю глубину трагедии по­хода генерала Пепеляева, его товарищей. Нетороп­ливое мягкое повествование за кадром сразу при­влекает зрителей, приглашая к размышлениям на вечные темы. Ненавязчивая подача событий, стиль речи ведущего легко и просто, с помощью топогра­фических загадок, помогают зрителям познакомиться с историей, культурой, языком народа эвенков, услышать их рассказы о себе, о родной земле.

Особого внимания заслуживает фильм, посвящен­ный Василию Степановичу Константинову. В этом непродолжительном, но достаточно информативном видеоматериале раскрывается сложная творческая судьба нашего земляка, писателя и журналиста. Жаль, что так мало мы прислушивались к его сло­вам при жизни… Его жизненный путь каким-то зага­дочным образом заключает в себе судьбу не только личную, индивидуальную, но и судьбу всего эвен­кийского народа. Оторванные железной рукой со­циализма от родовых стойбищ, эвенки так и не доб­рались до светлого коммунистического завтра, их оторвали от корней и бросили посреди суровой ка­питалистической реальности. В результате под угро­зой оказался не только привычный жизненный ук­лад эвенков, но и сам народ — ассимилируясь и постепенно вымирая, он очутился на грани исчезно­вения. Василий Степанович прекрасно понимал всю глубину этой исторической драмы, и потому его но­веллы, написанные в уединённой избушке, прониза­ны глубокой тоской по утраченной цельности эвен­кийского быта. Он считал, что только возвращение к родовым истокам, возвращение в лоно тайги по­может сохранить этническую самобытность его заб­лудившихся в современности соплеменников.

Автор фильма едва ли питает иллюзии по поводу скорого и успешного возвращения эвенков к искон­ному образу жизни. Мир меняется неумолимо и яро­стно, эвенкийские тропы заросли, и остались ли те, кто пройдет по ним вновь или проложит новые, — неизвестно. Вопросы сохранения этнокультуры, язы­ка, истории, традиционного образа жизни корен­ных малочисленных народов становятся особенно острыми в наш стремительный век цифровых техно­логий. Важно отметить востребованность подобных проектов. Данный проект позволяет познакомить широкую аудиторию не только с историей, культу­рой, бытом эвенков, но, что не менее важно, с про­блемами их дальнейшего существования в совре­менном мире. Возможно, это не только вызовет ин­терес к проблеме, но и сподвигнет самих представи­телей коренного народа к более активным действиям. Андрей Карамзин в финале фильма говорит о сво­ей идее — поставить на Нельканке памятник Васи­лию Степановичу. Что ж, быть может, пока это боль­шее из того, что можно сделать сейчас.

Сергей Лапоников

 

Хотите знать больше?