Своими планами делится с нами председатель правле­ния семейной общины «Лантарь» Андрей Карамзин, ведь на 2020 год у СО КМНС намечен новый проект, новые цели. Все проекты Андрея в первую очередь посвящены проблеме исчезающего языка коренных народов Севера, эвенкийского.

Этот язык принадлежит к тунгусо-манчжурской группе алтайской языковой семьи. Диалектов и говоров у него мно­го. Многие эвенки в Хабаровском крае говорят также по-якутски. У нас в Аяно-Майском районе эвенкийско-якутское двуязычие — обычное явление. По-якутски разговаривают в смешанных якутско-эвенкийских семьях, некоторые эвенки между собой нередко говорят сразу на двух языках — эвен­кийском и якутском, но основным языком межнационального общения во всех селах является русский. А эвенкийских се­мей, говорящих на родном языке, остается с каждым годом все меньше, язык уходит из обихода.

Новый проект Андрея Карамзина как раз и задуман для того, чтобы сохранить эвенкийский язык в местах традицион­ного природопользования, в семейной оленеводческой об­щине. Второй его проект связан с оцифровкой оленеводчес­кого хозяйства «Морской», чтобы оно было вооружено со­временными цифровыми технологиями. Возможно, в буду­щем это даст возможность удаленного дистанционного обу­чения для сохранения преемственности между молодежью и старшим поколением.

Андрей: Традиционный вид деятельности постепенно ухо­дит. В двух оленеводческих хозяйствах работают люди стар­шего поколения. В условиях отсутствия преемственности у кочевого оленеводства нет будущего. Необходимо создавать новые хозяйства, рабочие места, находить новые способы привлечения молодых людей к занятию традиционными видами хозяйствования. Кочевое оленеводство — это не просто вид деятельности, в наше время это единственное и необходимое условие сохранения языка, культуры аяно-майских эвенков, единственное место, где национальный язык востребован и применяется.

Традиционный быт эвенков был идеально приспособлен для выживания в суровых ус­ловиях тайги и тундры. Кухня, обычаи, традиции — все отточено веками. Среди примеров ценности самобытности, интеллектуального наследия малых народов — экологическое мыш­ление при осуществлении традиционного природопользования. Они создавали свои хозяй­ственно-культурные комплексы, не нарушая экологического равновесия. Люди станови­лись гармоничной частью биосферы.

Но для такого эффекта малым народам пришлось пойти на жертвы. А именно: трудности, неудобства и некомфортность кочевой жизни, опасность промыслов, разумность при добыче зверя и птицы. Другими словами, своим неконфликтным сосуществованием с природой ма­лые народы и сейчас дают всем остальным народам живой пример альтернативного экологи­ческого мышления. То есть, от природы можно брать все, что нужно, в разумных пределах, но при этом не нарушать экологического равновесия.

Устранить разрыв между желанием вернуться к традиционному образу жизни, к олене­водству, и возможностью не потерять при этом в комфорте и призван новый проект Андрея Карамзина. На сегодняшний день большая часть проекта уже осуществлена: установлены солнечные панели, спутниковая тарелка, есть телевидение. Все это уже опробовано и работа­ет. Оленеводство, как традиционная для эвенков отрасль хозяйства, к настоящему времени практически исчезло. Андрей надеется распространить свой опыт и на другие оленеводчес­кие хозяйства, семейные общины.

Власти регулярно оказывают поддержку развитию северного оленеводства. Так, по ито­гам последнего грантового конкурса субсидию получили три района: Охотский, Аяно-Майский и Тугуро-Чумиканский. Именно здесь оленеводство традиционно является одним из основных видов деятельности среди коренных малочисленных народов.

Елена ЕФРЕМЕНКОВА. (Газета «Звезда Севера» № 3 от 15 января 2020г.)