Весенний отел в двух семейно-родовых общинах нашего района прошел успешно. 12 маленьких оленят появились на свет и уже немного подросли и окрепли. Первое потомство — четыре маленьких олененка — в этом сезоне появилось в семейной общине «Лантарь». Восемь малышей подрастают у Николая Карамзина, в семейной общине «Магаскан».

Оленевод-охотник Леонид Тимофеев выпасает свое небольшое стадо с малышами. Оленята на сегодняшний день уже подросли, и у каждого малыша свой характер и норов. Малыши познают окружающую природу и пробуют на вкус все, что увидят, помимо молока матери.

Оленевод Леонид Тимофеев

Неуемные, энергичные, любознательные маленькие оленята знакомятся с запахом моря, таежными звуками и голосами. Бегая в большом загоне под присмотром своих мам, подрастают малыши. А в тайге прекрасно, простор и тишина. Такое единение с природой, многим трудно это представить. У оленя природный инстинкт мощный, он обязательно будет идти на место своего отела, подобно рыбе, которая гибнет, но идет на место нереста, или птице, которая с другого континента возвращается в свое гнездо.

Знакомство с морем

Наши частные оленеводы продолжают дело своих предков. И в этой жизни, кочевой и неустроенной, подчас опасной и все же, наверное, по-своему прекрасной, они живут своими проблемами, заботами, живут своим трудом.

Реализация грантового проекта семейной общины «Лантарь» продолжается. Олени, наверное, самые неприхотливые домашние животные: круглый год они находятся на пастбищном содержании, питаясь в основном ягелем, практически не требуют специальной заготовки кормов, нуждаются лишь в подкормке минеральной солью, частично в период отела — комбикормом.

Недаром олень для эвенка означает его жизнь. Олень был единственным видом транспорта, надежным источником пищи и одежды. Поэтому неудивительно, что оленей эвенки чрезвычайно берегли. В пищу оленя употребляли лишь чрезвычайных случаях — при голодовке из-за неудачного промысла. Эвенки по своей психологии были одержимы страстью к перемене мест, к освоению пространства. И даже потерявшие своих оленей эвенки стремились хоть каким-то образом чаще менять место своего пребывания. Поэтому справедливо высказывание первых земле¬проходцев о том, что олени — единственное состояние и богатство эвенков. Не случайно выкуп за жену они всегда платили только оленями вплоть до начала 20 века, в условиях уже развитого товарообмена.

Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, ведь «человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем», как сказал писатель Ч. Айтматов.

Елена Ефременкова.

Источник: Газета «Звезда Севера» от 17 июня 2020 года № 25 (8033).