С 8 по 9 августа в Хабаровске и с. Сикачи-Алян Хабаровского муниципального района состоялся открытый фестиваль этнической музыки «Ритмы Дальнего Востока», посвященный международному дню коренных народов мира.

На три дня Хабаровский край стал культурным центром коренных народов стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Два дня от рассвета до заката нанайцы, нивхи, ульчи, удэгейцы и представители других народов Дальнего Востока представляли свое культурное наследие в национальном селе Сикачи-Алян. А в эту субботу этнические мотивы прозвучали со сцены уже на хабаровской набережной. Зажгли перед зрителями и гости с Камчатки, из Якутии, а также иностранная делегация айнов из Японии.

Ритмы этнической музыки 2019
Ритмы Дальнего Востока 2019: больше, чем праздник этнической музыки

«Ритмы Дальнего Востока» заявлялись как фестиваль этнической музыки, но любознательный гость на трехдневном празднике коренных народов смог открыть для себя намного больше. Те, кому посчастливилось побывать на съезде в Сикачи-Аляне, под национальные мотивы смогли познакомиться с традиционными видами спорта народов Приамурья. Да и перед субботним гага-концертом на площадке «Бачигоапу, андана» все желающие приобщились к народным забавам: попрыгать через канат и научиться стрелять из лука.

Здесь-то и оказалось, что далеко не каждый горожанин «на лету» может освоить даже простые игры коренных народов. Большинство прыгунов через канат пытались вздыматься вверх заранее, подгибая ноги, что, по мнению ведущих, в корне неверно. – Подпрыгивать нужно в последний момент на прямых ногах. Тогда и получится обскакать соперников, – учила уму-разуму опытная ведущая, а затем и на личном примере показала, как делать правильно.

Ритмы этнической музыки 2019

Желающих поразвлечься собралось немало. Но гораздо больше охотников нашлось на дегустацию национальных блюд. Буквально за 15 минут хабаровчане испробовали все подготовленные эвенкийскими хозяйками закуски. Едва автор материала опомнился, как на пробу осталась только сырая печень, которую, кстати, тоже разобрали очень быстро. Жаль, что познакомиться с блюдами коренных народов Дальнего Востока простой хабаровчанин может разве что на этнических фестивалях. В обычные же дни единственным доступным продуктом кухни коренных народов можно назвать разве что «кусун», с прошлого года ставший фирменным напитком Хабаровского края. Кстати, его название с нанайского переводится как «сила».

Вдоволь напрыгавшись и восстановив силы освежающим напитком, хабаровчане обратили внимание и на ярмарку прикладного искусства коренных народов. Здесь мастера уже по традиции представили свои работы: бусы, куклы, обереги и унты. Особенно аутентично эти предметы смотрелись под звуки коренных народов.

Трое айнов, варган и ритуальное бревно

Для любителей музыкальной экзотики «Ритмы Дальнего Востока» стали настоящим кладезем знаний. По очереди лучшие исполнители этнических мотивов демонстрировали свое мастерство: горловое пение, подражание звукам природы и животных. Удары бубнов призывали слушателей забыться и почувствовать единение с окружающим миром. Особенно впечатляюще звучали гости – игроки на варганах из Якутии и с Камчатки. В их мелодиях прослеживался топот копыт, журчанье воды, шелест травы, мысленно отправляя публику с вечерней набережной в самое сердце дальневосточной тайги.

Ритмы этнической музыки 2019

Но настоящими хэдлайнерами фестиваля стала тройка японских айнов, которые покорили публику и своим видом, и необычным сочетанием национальных инструментов с электрогитарой. На хабаровской сцене команда исполнила три авторские композиции, одну из которых – «Амур» написали специально для фестиваля.

И, конечно, не упустили возможность «засветиться» на одной сцене с профессионалами многочисленные детские коллективы. Например, в ансамбле «Хомуз» творческой школы «Народные ремесла» из Хабаровска занимаются дети от семи лет. Несмотря на юный возраст, ребята отбивают сложные ритмы на традиционных ударных инструментах.

– Сегодня мои ученики сыграли на дуантэ – ритуальном музыкальном бревне. Наш коллектив из десяти человек – единственный в городе, кто может на нем сыграть. Изначально дуантэ предназначен для того, чтобы оберегать жилище и деревню от злых духов, но в наше время это еще и культовый музыкальный инструмент. С его помощью можно отбивать сложные ритмы, каждый из которых соответствует своему образу: щебет птиц, карканье ворона, медвежья походка, охрана жилища и многие другие, – рассказывает руководитель ансамбля «Хомуз» Виктор Бондаренко. – Отбивание ритма на хомузе и дуантэ – дело непростое, дается далеко не каждому. Остаются только самые стойкие и заинтересованные.

К счастью, услышать стойких и увлеченных игроков на музыкальном бревне можно гораздо чаще, чем раз в год. Ансамбль «Хомуз» регулярно выступает на городских фестивалях, посвященных культуре коренных народов Хабаровского края.

Источник: Интернет-журнал Хабаровска «ХабИнфо»